неділя, 19 травня 2024 г.

Киев может утонуть в фекалиях в любой момент

Киев может утонуть в фекалиях в любой момент
Случившаяся на Бортнической станции аэрации (БСА) 17 января авария является последним предупреждением для власти. Дальнейшая отсрочка проведения на этом объекте комплексной реконструкции гарантировано приведет к техногенной и экологической катастрофе. В КГГА об этом прекрасно осведомлены, но где взять деньги на модернизацию БСА по сей день, не знают

 

Ночью 17 января на самотечном левобережном коллекторе рядом с насосной станцией первого подъема БСА произошел провал грунта размерами 10 на 10 метров и глубиной 8 метров. Это крупнейшая авария на очистных сооружениях столицы за последние годы. Причиной ее возникновения послужило то, что давно отслуживший свой проектный срок эксплуатации железобетонный коллектор разъела коррозия. Из-за этого нечистотами в пересмешку с грунтом были частично залиты даже грабельные отделения насосной станции.

 

К счастью к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровья населения это пока не привело. Стоки были переведены на Позняковский коллектор и на сегодня авария локализована. Повреждённый участок коллектора теперь ждет замены труб, а станция — ремонта или замены грабельных решеток. Все это выльется для столичного бюджета в десятки миллионов гривень незапланированных трат. Пока в КГГА твердо пообещало оперативно выделить на эти цели 4 млн. грн. Столько будут стоить только ремонтные работы без закупки необходимых материалов. Но на момент обсуждения дальнейших перспектив безаварийной работы БСА участниками ток-Нешоу “Киевский форум” с Реной Назаровой 24 января глава КГГА Александром Поповым даже это распоряжение еще подписано не было.

 

Но, такое распоряжение, конечно, очень быстро появится, как только руководство КГГА определится, какой фирме отдать 4 млн. грн., объясняют специалисты. Ситуация однозначно имеет все признаки чрезвычайной. А значит, средства наверняка будут выделены из резервного фонда горбюджета по процедуре закупки у одного участника. В вопросе устранения последствий аварий на БСА опыт выделения такого вида финансирования у КГГА огромный. Именно из резервного фонда столичного бюджета (в нем на 2012 г. предусмотрено на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций 30 млн. грн.,— ред.) в течение многих лет чаще всего и финансируется наращивание дамб иловых полей БСА, чтобы на какое-то время удержать от вытекания, переполняющие эти поля осадки. 

 

Ремонт поврежденных участков коллекторов и увеличение высоты дамб иловых полей, конечно — только латание дыр, отмечают эксперты. Это, по сути, является очень любимым чиновниками, но не эффективным способом использованием бюджетных средств. Всем хорошо известно, что единственные очистные сооружения столицы давно нуждаются в комплексной реконструкции. В силу полной изношенности всех их систем и блоков, серьезных аварий на любом участке БСА можно ожидать в любой момент. Ситуация усугубляется тем, что у ПАО “Киевводоканал” нет денег даже на профилактические осмотры трубопроводов и мероприятия по поддержанию сверх меры изношенных узлов БСА в рабочем состоянии. КГГА уже давно в полном объеме не компенсирует Киевводоканалу разницу между экономически обоснованными и утвержденными в городе тарифами. К тому же ЖЭКи, которым киевляне платят за водоснабжение и водоотвод, на сегодня задолжали этой компании уже около 1 млрд. грн.

 

Т.е. в том, что БСА накопилось такое количество проблем, и эта станция фактически уже превратилась в экологически опасный  объект, в первую очередь виновно руководство КГГА. Осадки на иловых полях станции на сегодня скопились в объеме, значительно превышающем проектные показатели (8 млн. куб. м. ила вместо 3 млн. куб. м.,— ред.). Этот ил постоянно растекается по прилегающим сельхозугодиям, а в силу наличия в нем солей тяжелых металлов, удобрением он служить не может. Вокруг иловых полей БСА давно не выдерживаются санитарные зоны, а в периметре 10 км. от станции значительно загрязнены грунтовые воды. Вредные вещества из них не просачиваться в Днепр просто не могут, отмечают экологи. О том, что остающийся после очистки стоков ил нужно утилизировать (сжигать, или перерабатывать в материал, например, для строительства дорог, — ред.) разговоры идут очень давно. Для этого необходимо построить специальное предприятие, стоимость которого оценивается экспертами минимум в 1 млрд. грн. Но киевляне только постоянно слышат от руководства города о том, что оно ведет переговоры (подробностей которых никто не разглашает,— ред.) о привлечении на эти цели иностранных инвестиций. Дальше таких сообщений дело не идет.

 

Как известно, огромной проблемой для киевлян на сегодня остается и запах, который сооружения по очистке городских стоков источают на многие километры вокруг. Источником этого запаха является выделяемый нечистотами биогаз, который во всем цивилизованном мире давно собирают и используют в виде топлива. У нас же в прошлом году КГГА только начало пытаться реализовать проект по улавливанию неприятных запахов специальными фильтрами. Но в то, что к моменту проведения в столице финала чемпионата Евро-2012, иностранцам, а также жителям Дарницкого района Киева уже не придется дышать загрязненным БСА воздухом, возникает большие сомнения. Причина проста – на это, как и на многое другое, нет денег. А БСА еще и давно пора переводить на более современные технологии очистки вод городской канализации. Ведь сегодня, к примеру, из этих стоков перед их сбросом в Днепр не удаляются фосфатные соединения, что само по себе уже наносит огромный вред окружающей среде.

 

На решение всех задач по комплексной реконструкции БСА, согласно самым грубым подсчетам, нужно выделить минимум 5 млрд. грн. Но, на поставленный в эфире “Киевского форума” вопрос о том, где КГГА возьмет эти деньги и когда начнутся работы по модернизации станции, начальник ГУ коммунального хозяйства КГГА Дмитрий Новицкий ответить не смог. Чиновник только рассказал, как о большой заслуге власти, о том, что в прошлом году КГГА отобрала из множества ранее сделанных проектов реконструкции БСА, один, и он уже прошел согласование. Речь идет о  разработанном еще в 2006г. проекте реконструкции первой очереди БСА (всего их три,— ред.), который в конце декабря 2011г. получил позитивный вывод Укргосэкспертизы. Но известно, что на его реализацию потребуется 1,5 млрд. грн. (в т.ч. 360 млн. грн. на реконструкцию аварийной станции первого подъема,— ред.), которые не предусмотрены на 2012 г. ни в столичном, ни в государственном бюджетах.

 

Выходит, власть планирует и дальше финансировать только устранение аварий на БСА, полагаясь на “Авось пронесет”. Столичное руководство информирует, что на сегодня уже обратилось к Кабмину с просьбой выделить на решение проблем БСА дополнительные средства. А что еще остается делать? Привлекать в масштабные инфраструктурные проекты крупные иностранные инвестиции в Киеве не научились. Да и Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами за время своей работы успело доказать всем свою полную неэффективность. Но правительство молчит. Действуют так, как будто промедление в решении данного вопроса на сегодня допустимо, отмечают оппозиционные к руководству КГГА и ПР столичные депутаты, напоминая о том, что изъятие из столичного бюджета в пользу государственного в 2012г. составляет более 7 млрд. грн. Как отметила глава фракции “БЮТ-Батьківщина” в Киевораде Татьяна Мелихова, без такого изъятия, по крайней мере, ресурс для решения проблем БСА городское руководство имело бы.

 

Но, похоже, что киевлян, а также жителей городов ниже по течению Днепра оставляют сегодня один на один с угрозой масштабной экологической катастрофы. 5 млрд. грн. — деньги, конечно, не малые. Но, как отметил член комиссии Киеврады по вопросам ЖКХ Александр Клюс, на строительство НСК Олимпийский, потребность в котором для населения несравненно ниже, чем в модернизации очистительных сооружений столицы, такую сумму государственные мужи нашли с легкостью.

 

Автор: Дмитрий Марковский

Теги: Аналитика

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій