вівторок, 19 березня 2024 г.

Полная “Pesa”. “Киевпастранс” планирует на 2 млрд гривен закупить опасные для жизни трамвайные вагоны

Полная “Pesa”. “Киевпастранс” планирует на 2 млрд гривен закупить опасные для жизни трамвайные вагоны

КП “Киевпастранс” продолжает осваивать бюджетные деньги в особо крупных размерах по “партийному заданию”. Предприятие объявило тендер на закупку 40 трамвайных вагонов почти за 2 млрд гривен. Тендер явно “прописан” под польскую компанию Pesa, у которой мэр Киева Виталий Кличко 2 года назад пообещал купить 50 трамваев, отечественные производители  под техническое задание тендера не попадают. Трамваи Pesa не дешевые - почти 49 млн гривен за штуку. К тому же, польские вагоны из-за чрезмерной нагрузки на ось не подходят для эксплуатации на разбитых украинских рельсах и могут быть опасны для пассажиров.

Согласно объявлению электронной системы публичных закупок РroZorro, 4 июля 2017 года состоится раскрытие предложений по тендеру КП “Киевпастранс” на закупку пассажирских трамвайных вагонов. Общая ожидаемая стоимость закупок составляет 1,946 млрд гривен. Обжалование условий закупки возможно до 26 мая. Участники этого конкурса официально станут известны после 30 мая.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Согласно условиям тендера, победитель должен до конца 2017 года поставить КП “Киевпастранс” 40 современных трехсекционных трамвайных вагонов длиной более 26 метров с системой вентиляции, отопления и кондиционирования. Вагоны должны быть со 100% низким уровнем пола и необходимым оборудованием для проезда пассажиров с ограниченными возможностями. Максимальная скорость этих вагонов должна составлять не меньше 70 км/ч. Гарантийный срок эксплуатации — 36 месяцев, а срок полезной эксплуатации — не менее 15 лет. Ожидаемая стоимость одного вагона составляет 48,65 млн гривен.

Стоит отметить, что такая цена намного выше, чем цены ранее закупаемых КП “Киевпастранс” трамвайных вагонов. Так, в январе 2016 года KV писала о договоре, заключенном между КП “Киевпастранс“ и ООО “Совместное украинско-немецкое предприятие “Электронтранс” (ТОВ “Спільне українсько-німецьке підприємство “Електронтранс”, ЕГРПОУ 37965405) на закупку 7 тридцатиметровых вагонов “Электрон” с низким уровнем пола на сумму 183,75 млн гривен, а также о договоре с ООО “Татра-Юг” (ТОВ “Татра-Юг”, ЕГРПОУ 34507118) на покупку 5 трамвайных вагонов на сумму 64,44 млн гривен. Для сравнения, 1 вагон “Электрон” обошелся столице в 26,25 млн гривен, а одиночный вагон “К1М” производства ООО “Татра-Юг” с частично низким полом — в 12,89 млн гривен.

Согласно техническому заданию, все участники торгов должны иметь “необходимую материально-техническую базу и основное оборудование для производства“. Следовательно, трамвайные вагоны должны быть куплены напрямую у производителя, а не через посредников. Согласно квалификационным требованиям тендера, участники должны предоставить в пакете документов аналогичный договор поставки трамвайных вагонов в период с 2014 по 2016 год.

KV проанализировала, кто бы мог побороться за двухмиллиардный контракт. В Украине работает, как минимум 2 предприятия, обладающих необходимыми производственными мощностями и опытом аналогичных поставок для КП “Киевпастранс“ в указанный период: это уже упомянутые львовское ООО “Совместное украинско-немецкое предприятие “Электронтранс” (ООО “СП “Электронтранс”) и одесское ООО “Татра-Юг”.

Кроме того, необходимые производственные мощности есть у луцкого дочернего предприятия “Автосборочный завод №1” ПАО "Автомобильная компания “Богдан Моторс” (дочірнє підприємство “Автоскладальний завод №1” ПАТ "Автомобільна компанія “Богдан Моторс”, ЕГРПОУ 21752230) и ПАО “Крюковский вагоностроительный завод” (КВСЗ, ПАТ “Крюківський вагонобудівний завод”, ЕГРПОУ 05763814).

Отметим, что большая часть указанных потенциальных участников не только имеет опыт в государственных и публичных закупках. Они уже поставляли свою продукцию КП “Киевпастранс”.

Согласно данным сайта z.texty.org.ua, с 2012 по 2017 год ООО “СП “Электронтранс” выиграло в Украине 11 тендеров на сумму 574,5 млн гривен, из которых 1 тендер на 183,75 млн гривен предприятию удалось выиграть у КП “Киевпастранс”.

ООО “Татра-Юг” выиграло в Украине за период с 2011 по 2017 год 9 тендеров на общую сумму 180,4 млн гривен, при этом у КП “Киевпастранс” выиграло 4 тендера на 143,1 млн гривен.

ДП “Автосборочный завод №1” ПАО "Автомобильная компания “Богдан Моторс” (Луцк) с 2009 по 2017 год выиграло в Украине 68 тендеров на 1,6 млрд гривен, из которых 4 тендера на сумму 552 млн гривен было выиграно у КП “Киевпастранс”.

ПАО “Крюковский вагоностроительный завод” (КВСЗ) с 2009 по 2017 год выиграло в Украине 93 тендера на 6,19 млрд гривен, у КП “Киевпастранс” предприятие тендеров не выигрывало.

Ранее могло бы поучаствовать и ООО “Львовские автобусные заводы” (ТОВ “Львівські автобусні заводи,  ЕГРПОУ 33894928), которое согласно данным z.texty.org.ua, с 2009 по 2012 год выиграло в Украине 10 тендеров на 1 473,9 млн гривен, в том числе 2 тендера на 409,4 млн гривен у КП “Киевпастранс”. Однако, согласно данным информационно-аналитической системы Youcontrol, предприятие находится в состоянии прекращения.

KV попыталась получить подтверждение об участии этих компаний в объявленном тендере, однако представители указанных компаний комментировать ситуацию отказались.

Впрочем, такому большому количеству предприятий подавать свои заявки на участие в тендере “Киевпастранса” не придется. KV выяснила, что технические требования к вагонам, прописанные в тендере, полностью совпадают с техническими характеристиками трехсекционных вагонов 71-414 Fokstrot польской компании Pesa. Кроме того, количество единиц закупки (40 вагонов) и заявленные сроки поставки (до 29 декабря 2017 года) исключают участие компаний-производителей, у которых нет готовых вагонов с заданными техническими характеристиками.

Как рассказал KV на правах анонимности один из депутатов Киевсовета, тендер действительно прописан под “поляков”, поскольку ни один завод не сможет произвести заявленное в тендере количество трамвайных вагонов. А польский завод Pesa без особых проблем сможет предоставить 40 вагонов до конца текущего года, поскольку эти вагоны лежат на складе завода после отказа от них Москвы ещё в 2014 году.

“Отечественным производителям нужно минимум 2 года, чтобы изготовить такое количество вагонов. Кроме того, требование 100%-ной низкопольности, заявленное в технических требованиях к вагонам, является излишним. Для обеспечения удобства более чем достаточно 70%-го низкого пола, который приспособлен не только к скоростному, но и к любому другому полотну. А использование стопроцентно низкопольных трамвайных вагонов на “убитых” украинских полотнах приводит к тому, что вагоны быстро сходят с рельсов”, — рассказал KV депутат.

Напомним, KV уже писала, что 10 низкопольных трамваев польской компании PESA, купленные Киевом весной 2016 года, были направлены на Борщаговскую линию. Дело в том, что польские вагоны могут ездить только по скоростной линии с ограниченной скоростью.

Читайте: Польские трамваи PESA не могут ездить по киевским рельсам

Согласно информации, содержащейся на странице pl.wikipedia.org, нагрузка на ось трамвайного вагона Pesa (типа 71-414) составляет 9,555 т. или 93,73 кН. В свою очередь, действующий в Украине ДСТУ 4876:2007 “Вагоны трамвайные пассажирские. Общие технические требования” содержит требование, что масса загруженного вагона должна быть такой, чтобы нагрузка на любую ось не превышала 80 кН. Таким образом, трамваи Pesa являются слишком тяжелыми для старых украинских рельсов и не могут использоваться на территории Украины.

Как ни странно, это не помешало ГП “Днепропетровский орган по сертификации железнодорожного транспорта” в июне 2016 года выдать сертификат UA 1.099.0030382-16 на изделие "Трамвай модели 71-414К, заводской номер Т850BNA121. Сертификат подтверждает, что указанный трамвайный вагон соответствует национальным государственным стандартам, в том числе и ДСТУ 4876:2007. Однако, если вчитаться в детали сертификата, указанный вагон Pesa не проходил сертификацию на соответствие нацстандартам по нагрузке на ось трамвайного вагона. А этот параметр является обязательным, поскольку от него зависит безопасность эксплуатации, а следовательно и безопасность пассажиров трамвая.

Как рассказал KV директор ГП "Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения" Анатолий Донченко, ранее лоббисты неоднократно пытались внести изменения в ДСТУ 4876:2007. “Уже осуществлялись попытки внести изменения в стандарты Украины, устанавливающие требования в части нагрузки на ось. Хотели отменить всякое ограничение по нагрузке, которое сейчас составляет 80 кН. Но отмена ограничений по этому параметру повлечет за собой массу аварийных ситуаций. К тому же, чрезмерная нагрузка на старые украинские рельсы окончательно выведет их из строя”, — рассказал Анатолий Донченко.

Поскольку у украинских производителей нет проблем с нагрузкой на ось, стремление переписать стандарты похожи на попытки “протолкнуть” на украинский рынок иностранные трамвайные вагоны. И вполне возможно, что вагоны Pesa. Тому есть веское обоснование.

17 июня 2015 года на своей странице в Facebook Киевский городской голова Виталий Кличко сообщил о своем визите в польский город Быдгощ, где он подписал с руководством Pesa меморандум о взаимопонимании. Суть меморандума заключалась в поставке трамвайных вагонов для Киева.

После договоренностей с руководством Pesa, 30 декабря 2015 года КП ”Киевпастранс” объявило тендер (объявление № 263547, номер бюллетеня 411/1/1 (30.12.2015) от 30.12.2015) на закупку “10 единиц трамвайных вагонов пассажирских самоходных с низким уровнем пола”, в котором принимали участие: ЗАО “Штадлер Минск” и Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA Рельсовые транспортные средства PESA Bydgoszcz SA. Украинские производители трамвайных вагонов не проходили для участия в тендере по техническому заданию и, соответственно, не участвовали в нем.

Отметим, при заключении меморандума Виталий Кличко обещал полякам купить 50 вагонов. Но с 2016 года Киев закупил только 10. Таким образом, для выполнения соглашения Киев должен купить у Pesa еще 40 вагонов. И вот совершенно случайно КП “Киевпастранс”, в канун двухлетия подписанного Кличко меморандума, объявляет тендер на закупку 40 трамвайных вагонов, под техзадание которого аккурат подходят вагоны Pesa. Кстати, незадолго до объявления этого тендера, в апреле 2017 года, Виталий Кличко публично заявил, что Киев будет закупать трамваи Pesa.

Но это еще не все. 5 мая 2017 года КП “Киевпастранс” объявило еще один тендер на закупку 7 низкопольных трамвайных вагонов на 301 млн гривен. Но почему эти 7 вагонов закупаются отдельным тендером, а не в рамках уже ранее объявленного?

По словам источника KV на Крещатике, 36, этот тендер планируется разыграть для успокоения отдельных отечественных производителей, которым ничего не светит от тендера на 2 миллиарда гривен. Самым вероятным победителем второго тендера, источник назвал ООО “СП “Электронтранс”.

Техническое задание этого тендера существенно отличается от техзадания первого тендера. Гарантийный срок эксплуатации для 2-миллиардного тендера — 36 месяцев, для 301-миллионного — 24 месяца, длина вагонов — более 26 метров по первому тендеру и более 30 — по второму. Есть отличие и в цене. 40 вагонов КП “Киевпастранс” планирует закупать по 48,65 млн гривен за единицу, а 7 вагонов — по 43 млн гривен.

Стоит отметить, что дискриминация украинских производителей в тендерах КП “Киевпастранс” уже отмечалась KV. Так, в квалификационных требованиях тендера 2016 года на закупку троллейбусов, от участников требовалось документально подтвердить аналогичный опыт поставки в 2014-2016 годах. Это фактически исключало из состава участников отечественных производителей, т.к. в эти годы у них троллейбусы никто не покупал.

Читайте: “Киевпастранс” не хочет поддерживать отечественных производителей троллейбусов

Редакция KV попыталась получить комментарии о нестыковке технических заданий объявленных тендеров у депутатов Киевсовета. Оказалось, что большинство из них даже не знают об этом тендере.

Секретарь комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы Андрей Задерейко (фракция “Единство”) сказал KV, что не имеет информации по данному тендеру. Член этой же комиссии Максим Борозенец (фракция “Объединение “Самопомощь”) также не предоставил комментария по данному вопросу, но сообщил, что поднимет этот вопрос на ближайшем плановом заседании комиссии (24 мая).

Кстати, обещание он выполнил: о риске закупки трамваев у заранее определенной Pesa членов профильной комиссии Киевсовета предупредил. На этом заседании с его подачи депутаты приняли решение впредь тщательно изучать и корректировать техзадания к тендерам “Киевпастранса”.

Глава комиссии Киевсовета по вопросам соблюдения законности, правопорядка и предотвращения коррупции Олег Бондарчук (фракция “ВО “Свобода”) также оказался вчера не в курсе предстоящей закупки на 2 млрд бюджетных гривен, но пообещал направить соответствующий депутатский запрос. Замглавы этой же комиссии Анатолий Шаповал (фракция “ВО “Батькивщина”) тоже сказал KV, что не в курсе данного вопроса, но обещал разобраться в нем.

Отказались от официального комментария и в Государственной службе Украины по безопасности на транспорте. Редакция KV обратилась в данную службу с просьбой прокомментировать ситуацию с трамвайными вагонами Pesa, которые “катаются” по украинским рельсам, несмотря на главное несоответствие ДСТУ — по нагрузке на ось, создавая риск возникновения аварийных ситуаций и “добивая” и без того старые рельсы. Начальник отдела взаимодействия со СМИ и общественностью Антоний Радомский в ответе журналисту KV сообщил, что данный вопрос находится вне компетенции ведомства, поскольку служба не занимается вопросами сертификации электротранспорта.

Однако согласно Положению о Госслужбе по безопасности на транспорте, утвержденному постановлением Кабмина №103 от 11.02.2015 года, она осуществляет государственный контроль по соблюдению требований законодательства на городском электрическом транспорте.  А в соответствии с ЗУ “О городском электрическом транспорте” (ст. 10, п. 2). данная служба обязана “запрещать использование объектов городского электрического транспорта в случае их несоответствия требованиям нормативно-правовых актов о городском электрическом транспорте”.

Кстати, в программе развития электротранспорта на 2017 год, утвержденной КГГА, нет такого количества трамваев, которое сейчас планирует закупить КП “Киевпастранс”. Как уже писала KV, в КГГА на текущий год за 521 млн гривен запланировано купить 50 троллейбусов, 50 единиц специализированной, снегоуборочной техники и средств малой механизации и лишь 3 трамвайных вагона. Хотя по факту, уже закупается 47 трамвайных вагонов.

Читайте: Кличко в 2017 году накупит электротранспорта на 521 млн гривен

Напомним, что с 30 августа 2016 года КП “Киевпастранс” руководит Дмитрий Левченко. Курирует транспортную отрасль Киева сейчас замглавы КГГА Николай Поворозник. Ему эту важную миссию поручили после отстранения от выполнения обязанностей замглавы КГГА Ильи Сагайдака, вопрос об увольнении которого на заседание горсовета мэр Киева, кстати, почему-то упорно не выносит.  

Фото: коллаж КиевVласть

КиевVласть

Александра Максимова

Теги: новости киева, транспорт, закупки, николай поворозник, дмитрий левченко, илья сагайдак, анатолий шаповал, сговор, Укртрансбезопасность, максим борозенец, трамвайные вагоны, КП «Киевпастранс», пьеса, лаз

вівторок, 19 березня 2024 г.
09:45
Інженерними підрозділами ЗСУ з початку року знешкоджено понад 7,5 тис. вибухонебезпечних предметів
09:23
На столичному пішохідно-велосипедному мості знов тріснуло скло, - ЗМІ
09:01
Протягом минулої доби відбулося 61 бойове зіткнення, - Генштаб ЗСУ
понеділок, 18 березня 2024 г.
20:45
У столиці цього тижня заплановані продуктові сільськогосподарські ярмарки (локації)
20:34
Кличко попросив журналістів Bihus.info передати правоохоронцям інформацію щодо розслідування по заробіткам оточення Брагінського на контрактах з “Київським метрополітеном"
20:23
На Новопавлівському напрямку ворог, за підтримки авіації, 21 разів намагався прорвати оборону, - Генштаб ЗСУ
20:02
В Ірпені відкрили денний центр підтримки дітей та сімей
19:43
Зеленський зустрівся із членом Сенату Конгресу США Гремом
19:22
“Муніципальна Охорона” провели навчання з відпрацювання дій у разі позаштатної ситуації в столичних закладах освіти
19:05
Ірпінь відвідали представники міжнародної організації ЮНІДО
18:46
9 років тюрми отримав самопроголошений голова Димерської тергромади, який співпрацював з окупантами
18:26
На озері Богатирському було виявлено перевищення норми нафтопродуктів у 3,6 рази, - “Плесо”
18:03
На Київщині пройде лекція-презентація “Історія дайвінгу у Світі та Україні”
17:46
Чеська залізниця запускає новий поїзд до України
17:27
Столичні правоохоронці повідомили про підозру організаторам черговой схеми незаконного виїзду за кордон (фото)
17:05
У Києві спростять порядок встановлення меморіальних дощок
Календар подій
У столичних судах вирішується доля Венеціанського і Труханового островів
19 березня 2024 г. 09:00
У столичних судах вирішується доля Венеціанського і Труханового островів
Офіс Генерального прокурора вже більше року працює над тим, щоб у судовому порядку заборонити КП “Плесо” встановлювати прибережні захисні смуги на Венеціанському і Трухановому островах у Києві. На переконання прокурорів, в цих рекреаційних зонах і без того апріорі “лімітована” будь-яка господарська діяльність, а тому оголошення там захисних смуг може створити хибне уявлення про відсутність відповідних обмежень на цих та інших островах Дніпра. Наразі Генпрокуратура має успіхи у цій справі – вона виграла вже дві інстанції, але КП “Плесо” ще може скористатися своїм правом на касаційне оскарження. Враховуючи відсутність затверджених Київрадою ДПТ островів, навіть найбільшого Труханового, наразі загроза їх забудови виглядає досить суттєво.
Житло замість історичної будівлі: у Києві вирішується доля сторічної садиби Маліна
18 березня 2024 г. 09:00
Житло замість історичної будівлі: у Києві вирішується доля сторічної садиби Маліна
Посадовці КМДА формально ще можуть спробувати відстояти в касаційному суді свою позицію – не видавати МУО на проєктування, які допоможуть замовникам легально перетворити історичну садибу Маліна (1890 рік побудови) на вул. Олександра Кониського, 22 у сучасний житловий будинок. Чиновники до цього програли два суди по цьому питанню. Причина – історичному об'єкту офіційно не надано статус пам'ятки, а гучне рішення Київради від серпня 2021 року, яким власникам таких об'єктів було рекомендовано утриматися від здійснення робіт в них, як на цьому ще тоді наголошувала КВ, не має “зобов'язального характеру”. Поки київські активісти добиваються присвоєння садибі Маліна охоронного статусу, забудовники, які, схоже, пов'язані з “групою родин Негрича та Голиці", встигли зруйнувати значну частину будівлі. Відповідні слідчі дії станом на сьогодні ніяких результатів не принесли і, ймовірно, вже не принесуть.